+38 (096) 173 0008
                                                                       +38 (057) 764 1441

Внесены изменения в некоторые законодательные акты Украины Законом от 17.01.2017 г. № 4733-1

Закон № 4733-1 подписан Президентом 08.02.2017 г.

Закон вступает в силу 10.06.2017 г.

Зарегистрированные декларации до вступления в силу закона остаются действительными до завершения строительства объекта.

 

 
Внесены изменения в Закон Украины «Про основы градостроительства»:
 
- Отменено разделение на категории сложности объектов строительства.
Оценивать объект будут только по классам последствия – незначительный (СС1), средний (СС2) и значительный (СС3).
На объекты ІІІ категории теперь распространяются требования как для ІV категории!
Объекты І и ІІ категории сложности будут относится к классу СС1.
Объекты ІІІ и ІV категории сложности будут относится к классу СС2.
Объекты V категории сложности будут относится к классу СС3.
Новая система разрешительных процедур в строительстве: 
- Уведомление о начале строительных работ для СС1;
- Отмена декларации на начало выполнения строительных работ. Декларации на начало работ отменяются (для СС2 и СС3). Начало строительных или подготовительных работ возможно после получения «Разрешения на производство работ»; (Замена декларативного принципа на разрешительный).
- Строительство объектов категорий  СС2  и СС3 должно осуществляться с наличием строительной лицензии;
- Возвращается утверждение проектной документации объектов категорий СС2 и СС3 на архитектурно-градостроительном совете;
- Для объектов СС2 и СС3 обязательно прохождение экспертизы проектной документации;
- Финансирование строительства деньгами (Фонд Финансирования Строительства, далее – «ФФС») может совершаться управителем только после получения застройщиком документа, который дает право на выполнение строительных работ. В случае отмены документа, который дает право на выполнение работ, заказчик уведомляет управителя о необходимости остановки финансирования строительства за счет средств ФФС на протяжении 10-ти банковских дней со дня вступления в силу решения об отмене разрешительного документа на строительство.
 

 
 СС1:
- Коттеджи;
- Квартиры;
- Пристройки к квартирам;
- Перевод из жилого фонда и наоборот: квартиры и помещения (часть здания или полностью), в которых постоянно находится не более  50 человек;
- Кафе, рестораны, в которых постоянно находится не более 50 человек и временно не более 100;
- Складские помещения и здания;
- Производственные помещения и здания, в которых в одну смену работает не более 50 человек;
- Все сельскохозяйственные здания и сооружения;
- Многоквартирные жилые 4-х этажные дома, в которых постоянно находится до 50 человек;
- Магазины, в которых постоянно находится 50 человек, временно – 100 человек. 
 
СС2:
- Перевод нежилых помещений или зданий в жилые, и наоборот в которых будет постоянно находится более 50 человек;
- Кафе, рестораны, в которых постоянно находится  более 50 человек;
- Производственные помещения и здания, в которых в одну смену работает более 50 человек;
- Многоквартирные жилые дома;
- Спортивно-развлекательные центры;
- Торговые центры.
 

 
Вводится усиление ответственности юридических и физических лиц в сфере градостроительной деятельности:
- На одном объекте можно штрафовать каждого из участников стройки: подрядчика, заказчика, проектировщика, как по отдельности, так и всех вместе. Внесены изменения в Закон Украины «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности» и в Кодекс Украины об административных правонарушениях.
 

 
 Изменилась судебная практика по узаконению самовольных построек.
 
Во второй половине 2016 г. появилось Обобщение Судебной практики и принятие по ней решений об отмене Верховным Судом Украины ранее вынесенных решений Судов об узаконении самовольных построек и реконструкций.
Согласно ч.2 ст.331 ГК право собственности на вновь созданное недвижимое имущество (жилые дома, здания, сооружения и т.п.) возникает с момента завершения строительства (создания имущества). Если законом предусмотрено принятие недвижимого имущества в эксплуатацию, право собственности возникает с момента его принятия в эксплуатацию. Если право собственности в соответствии с законом подлежит государственной регистрации, право собственности возникает с момента государственной регистрации.
Итак, вновь созданное недвижимое имущество приобретает юридический статус жилого дома после принятия его в эксплуатацию и с момента государственной регистрации права собственности на него.
Эта практика существенно ограничивает возможности узаконения самовольных построек в связи с отсутствием их ввода в эксплуатацию.
 

 
Новые нормы классификаций объектов.
 
Все объекты делятся по следующим классам последствий (ответственности):
незначительные последствия - СС1;
средние последствия - СС2;
значительные последствия - СС3.
 
К классу СС1 могут быть отнесены объекты характеристики возможных последствий отказа (состояния объекта, при котором невозможно использовать его или составную часть по функциональному назначению) которых не превышают:
- уровень возможной опасности для здоровья и жизни людей, которые постоянно находиться на объекте – меньше 50 человек;
- уровень возможной опасности для здоровья и жизни людей, которые периодически будут находиться на объекте, - меньше 100 человек;
- уровень материального ущерба или социальных потерь, связанных с прекращением эксплуатации или с потерей целостности объекта, - меньше 2500 минимальных заработных плат – до 8 000 000,00 грн.
 
К классу СС2 могут быть отнесены объекты характеристики возможных последствий отказа (состояния объекта, при котором невозможно использовать его или составную часть по функциональному назначению) которых превышают:
- уровень возможной опасности для здоровья и жизни людей, которые постоянно находиться на объекте – больше 50 человек;
- уровень возможной опасности для здоровья и жизни людей, которые периодически будут находиться на объекте, - больше 100 человек;
- уровень материального ущерба или социальных потерь, связанных с прекращением эксплуатации или с потерей целостности объекта, - 2500 минимальных заработных плат – свыше 8 000 000,00 грн;
- памятники культурного наследия национального и местного значения, определенные в соответствии с Законом Украины "Об охране культурного наследия";
- новое строительство которых осуществляется в охранной зоне памятников культурного наследия национального и местного значения (размеры охранной зоны не могут быть меньше два горизонтальных или два вертикальных размеры достопримечательности)
- объекты повышенной опасности, идентифицированы в соответствии с Законом Украины "Об объектах повышенной опасности";
- жилые дома более четырех этажей.
 
К классу СС3 могут быть отнесены объекты:
- памятники культурного наследия, определенные в соответствии с Законом Украины "Об охране культурного наследия";
- объекты повышенной опасности, идентифицированы в соответствии с Законом Украины "Об объектах повышенной опасности";
- жилые, общественные или многофункциональные здания высотой более 100 метров и / или с уровнем возможной опасности для здоровья и жизни людей более 400 человек, которые постоянно находятся на объекте.
Для СС3 разрешения выдает Киев.
Отнесение объекта к определенному классу последствий (ответственности) осуществляется проектной организацией по согласованию с заказчиком строительства.
 

 
 Усиление ответственности юридических и физических лиц в сфере градостроительной деятельности.
 
В Законе Украины "Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности" внесены следующие изменения:
1) в статье 2:
- в абзаце первом части первой слова "категории сложности" заменить словами "класса последствий (ответственности)";
- часть вторую изложить в следующей редакции:
"2. Субъекты градостроительства, которые являются заказчиками строительства объектов (в случае осуществления градостроительной деятельности), или те, которые выполняют функции заказчика и подрядчика одновременно, несут ответственность в виде штрафа за следующие правонарушения:
1) выполнение подготовительных работ без уведомления о начале их выполнения, а также наведение недостоверных данных в таком сообщении – 10 min ЗП * 3200,00 грн = 32 000,00 грн;
2) выполнение строительных работ без уведомления о начале их выполнения, а также наведение недостоверных данных в таком сообщении, совершенное в отношении объектов, по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными последствиями (СС1) - 30 min ЗП * 3200,00 грн = 96 000,00 грн.;
3) выполнение строительных работ без получения разрешения на их выполнение:
- на объектах по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними последствиями (СС2) - 370 min ЗП * 3200,00 грн = 1 184 000,00;
- на объектах по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со значительными последствиями (СС3) - 900 min ЗП * 3200,00 грн = 2 880 000,00 грн;
4) эксплуатация или использование объектов строительства, не принятых в эксплуатацию, а также наведение недостоверных данных в декларации о готовности объекта к эксплуатации или в акте готовности объекта к эксплуатации, совершенные в отношении:
- объектов по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными последствиями (СС1) - 36 min ЗП * 3200,00 грн = 115 200,00 грн.;
- объектов по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними последствиями (СС2) - 370 min ЗП * 3200,00 грн = 1 184 000,00;
- объектов по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со значительными последствиями (СС3), - 900 min ЗП * 3200,00 грн = 2 880 000,00 грн;
5) не обеспечение заказчиком осуществления технического надзора в случаях, если такой надзор является обязательным в соответствии с законодательством - 40 min ЗП * 3200,00 грн = 128 000,00 грн;
6) не обеспечение заказчиком осуществления авторского надзора в случаях, если такой надзор является обязательным в соответствии с законодательством - 50 min ЗП * 3200,00 грн = 160 000,00 грн;
7) непредставление или несвоевременное представление заказчиком информации о передаче права на строительство объекта другому заказчику, изменение генерального подрядчика или подрядчика, лиц, ответственных за проведение авторского и технического надзора, ответственных исполнителей работ, а также о корректировке проектной документации в случаях, когда представление такой информации является обязательным в соответствии с законодательством - 20 min ЗП * 3200,00 грн = 64 000,00 грн.
 
в части третьей:
пункты 1-4 изложить в следующей редакции:
"1) выполнение подготовительных работ без уведомления о начале их выполнения – 10 min ЗП * 3200,00 грн = 32 000,00 грн;
2) выполнение строительных работ без уведомления о начале их выполнения по объектам, строительство которых осуществляется на основании строительного паспорта - 10 min ЗП * 3200,00 грн = 32 000,00 грн;
3) выполнение строительных работ без направления уведомления о начале выполнения таких работ:
- на объектах по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными последствиями (СС1) - 30 min ЗП * 3200,00 грн = 96 000,00 грн.;
4) выполнение строительных работ без получения разрешения на их выполнение:
- на объектах по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними последствиями (СС2) - 370 min ЗП * 3200,00 грн = 1 184 000,00;
- на объектах по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со значительными последствиями (СС3) - 900 min ЗП * 3200,00 грн = 2 880 000,00 грн.
 
пункт 5 исключить;
в абзаце первом части четвертой слова и цифры "по строительству объектов IV и V категорий сложности" заменить словами "по строительству объектов по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними (СС2) и значительными (СС3) последствиями".
 
части шестую и седьмую изложить в следующей редакции:
"6. Субъекты градостроительства несут ответственность в виде штрафа за следующие правонарушения:
1) невыполнение предписаний органов государственного архитектурно-строительного контроля по:
- устранения нарушения требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, стандартов и правил – 15 min ЗП * 3200,00 грн = 48 000,00 грн;
- остановки подготовительных и строительных работ – 50 min ЗП * 3200,00 грн = 160 000,00 грн.;
2) недопущение должностных лиц органов государственного архитектурно-строительного контроля на объектах строительства, предприятия строительной отрасли для выполнения возложенных на них функций – 30 min ЗП * 3200,00 грн = 96 000,00 грн..
7. Субъекты градостроительства, привлекаемых органами государственного архитектурно-строительного контроля к проведению проверок, несут ответственность в виде штрафа за предоставление недостоверных или необоснованных заключений по результатам таких проверок – 30 min ЗП * 3200,00 грн = 96 000,00 грн.
 
дополнить частью тринадцатой следующего содержания:
"13. Субъекты градостроительства несут ответственность за правонарушения в сфере градостроительной деятельности, совершенные на объекте входит в состав комплекса (строения), в пределах класса последствий (ответственности) такого объекта";
в пункте 2 части второй статьи 3 слова "в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе" исключить.
9. Пункт 9 части первой статьи 7 Закона Украины "О лицензировании видов хозяйственной деятельности" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2015, № 23, ст. 158) изложить в следующей редакции:
"9) строительство объектов по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и крупными последствиями - с учетом особенностей, определенных Законом Украины" Об архитектурной деятельности ".
 

 
В Кодекс Украины про административные правонарушения внесены следующие изменения:
Нарушение требований законодательства, строительных норм, стандартов и правил и утвержденных проектных решений при новом строительстве, реконструкции, реставрации, капитального ремонта объектов или сооружений влекут наложение штрафа:
- на граждан от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (17,00 грн) ≈ 850,00-1700,00 грн;
- на должностных лиц от 200 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан (17,00 грн) ≈ 3400,00-5100,00 грн.
Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения:
- на граждан от 100 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан (17,00 грн) ≈ 1700,00-3400,00 грн;
- на должностных лиц от 300 до 500 необлагаемых минимумов доходов граждан (17,00 грн) ≈ 5100,00-8500,00 грн.
Выполнение подготовительных работ без уведомления о начале выполнения указанных работ, если представление такого уведомления является обязательным, а также наведение недостоверных данных в уведомлении о начале выполнения подготовительных работ: 
- от 200 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан (17,00 грн) ≈ 3400,00-5100,00 грн.
Выполнение строительных работ без уведомления о начале выполнения указанных работ по объектам, строительство которых осуществляется на основании строительного паспорта, а также наведение недостоверных данных в таком сообщении:
- от 250 до 350 необлагаемых минимумов доходов граждан (17,00 грн) ≈ 4250,00-5950,00 грн.
Выполнение строительных работ без уведомления о начале выполнения указанных работ, а также наведение недостоверных данных в таком сообщении, совершенные в отношении объектов, по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными последствиями (СС1), кроме нарушений, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи:
- от 500 до 600 необлагаемых минимумов доходов граждан (17,00 грн) ≈ 8500,00-10200,00 грн.
Выполнение строительных работ без разрешения на их выполнение, совершенное в отношении объектов, по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними последствиями (СС2) влечет наложение штрафа:
- от 1000 до 1500 необлагаемых минимумов доходов граждан (17,00 грн) ≈ 17000,00-25000,00 грн.
Деяние, предусмотренное частью шестой настоящей статьи, совершенное в отношении объектов, по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со значительными последствиями (СС3):
- от 2000 до 3000 необлагаемых минимумов доходов граждан (17,00 грн) ≈ 34000,00-51000,00 грн.
Эксплуатация объектов, не принятых в эксплуатацию, а также наведение недостоверных данных в декларации о готовности объекта к эксплуатации, совершенные в отношении объектов, строительство которых осуществлялось на основании строительного паспорта:
- от 250 до 350 необлагаемых минимумов доходов граждан (17,00 грн) ≈ 4250,00-5950,00 грн.
Эксплуатация объектов строительства, не принятых в эксплуатацию, а также наведение недостоверных данных в декларации о готовности объекта к эксплуатации, совершенные в отношении объектов, по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными последствиями (СС1) , кроме нарушений, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи:
- от 500 до 600 необлагаемых минимумов доходов граждан (17,00 грн) ≈ 8500,00-10200,00 грн.
Эксплуатация объектов строительства, не принятых в эксплуатацию, а также наведение недостоверных данных в акте готовности объекта к эксплуатации, совершенные в отношении объектов, по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними последствиями (СС2):
- от 1000 до 1500 необлагаемых минимумов доходов граждан (17,00 грн) ≈ 17000,00-25000,00 грн.
Деяния, предусмотренные частью десятой настоящей статьи, совершенные в отношении объектов, по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со значительными последствиями (СС3):
- от 2000 до 3000 необлагаемых минимумов доходов граждан (17,00 грн) ≈ 34000,00-51000,00 грн.
Не обеспечение заказчиком осуществления авторского надзора, если такой надзор является обязательным согласно требованиям законодательства:
- от 500 до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан (17,00 грн) ≈ 8500,00-17000,00 грн.
Не обеспечение заказчиком осуществления технического надзора, если такой надзор является обязательным согласно требованиям законодательства:
- от 500 до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан (17,00 грн) ≈ 8500,00-17000,00 грн.
Непредставление или несвоевременное представление заказчиком информации о передаче права на строительство объекта другому заказчику, изменение генерального подрядчика или подрядчика, лиц, ответственных за проведение авторского и технического надзора, ответственных исполнителей работ, а также о корректировке проектной документации, если представление такой информации является обязательным:
- от 200 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан (17,00 грн) ≈ 3400,00-5100,00 грн.
Передача заказчику проектной документации для выполнения строительных работ на объекте, разработанной с нарушением требований законодательства, градостроительной документации, исходных данных для проектирования объектов, строительных норм, стандартов и правил, в том числе по созданию беспрепятственной жизненной среды для лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения, предсказания приборов учета воды и тепловой энергии, а также занижение класса последствий (ответственности) объекта - влекут наложение штрафа на главного архитектора проекта, главного инженера проекта, эксперта, других ответственных исполнителей отдельных видов работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры, которые имеют соответствующий квалификационный сертификат:  
- от 2000 до 3000 необлагаемых минимумов доходов граждан (17,00 грн) ≈ 34000,00-51000,00 грн.

Проектно-строительная компания Спецстройпроект-1 Вконтакте Проектно-строительная компания в Фейсбуке Проектно-строительная компания Спецстройпроект-1 в Твиттере Проектно-строительная компания Спецстройпроект-1 в Одноклассниках Канал Ютуб проектно-строительной компании Спецстройпроект-1